Евгений Иванович Замятин

Евгений Иванович Замятин

Евгений Иванович Замятин (20 января [1 февраля] 1884, Лебедянь, Тамбовская губерния — 10
марта 1937, Париж, Франция) — русский и советский писатель, публицист и литературный
критик, киносценарист, инженер.
В 1896г. Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902г.
поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет.
Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в
Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в
Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь
в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в
рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной
деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере.
Это время Замятин использовал для того, чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем
был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911 в
Лахту, уже по окончании института. Литературный дебют Замятина относится к 1908 году. Он
написал свой первый рассказ — «Один». Настоящий успех ему принесла публикация в
петербургском журнале «Заветы» (главный редактор – критик Р. Иванов-Разумник) повести
«Уездное».
Во время Первой мировой войны Замятин выступал с антивоенных интернационалистических
позиций. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний
быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке, за что тираж повести был конфискован
цензорами за «обличение офицерства», в 1914 г. был привлечён к суду и сослан в Кемь. В марте
1916 г., отбыв ссылку, Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве
российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним
из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской
революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу, как многочисленных
очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921).
В 1917г. Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в
российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья»,
с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей
русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной
прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении
Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал
несколько литературных журналов. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям
также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера»
(1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом
развития человечества.
Замятин жил в квартире № 4 на наб. Карповки, д. 19 с сентября 1917 по 1922 г.
21 мая 1921 г. на квартире Замятина состоялось знакомство М. М. Зощенко с Б. Пильняком. Летом
1921 г. Замятин завершил здесь роман «Мы».
Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий – «Прекрасный новый мир»
О.Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др.
«У него не было оснований восхищаться современными ему политическими режимами, но его
книга не просто результат озлобления. Это исследование сущности Машины — джинна, которого
человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад» — из рецензии Оруэлла на роман
«Мы».
В 1929 г. были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925, инсценировка «Левши»
Лескова), запрещена постановка его трагедии «Атилла» (1928). Не была поставлена и пьеса о
преследовании еретиков «Огни святого Доминика» (1923).
Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на Парижском кладбище в Тье.

Позвони в библиотеку