Богданов-Березовский Валериан Михайлович

Родился 4 (17) июня 1903 года в Петербурге, в семье врача.
Композитор, музыковед.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (30.09.1968).
С 1919 года учился в Петроградской консерватории по классу композиции М.О. Штейнберга.
С 1924 года — сотрудник ленинградских и московских газет и журналов.
В 1927 году окончил консерваторию экстерном. В этом же году написал «Лирическую поэму» для скрипки и фортепиано — первое изданное его произведение. С этого же времени начал работать в области музыковедения.
В 1929-1932 годах — председатель секции композиторов Ленинградского отд. Всероскомдрама.
В 1940-1941 и 1945-1949 годах — преподаватель истории музыки консерватории.
В период Великой Отечественной войны, находясь в блокированном Ленинграде, продолжал творческую и музыкально-исследовательскую деятельность. К этому времени относятся его концерт для скрипки с оркестром, монография «П. И. Чайковский».
В 1946-1948 годах — заместитель художественного руководителя по репертуару Театра оперы и балета им. С.М. Кирова.
В 1951-1961 годах — заведующий репертуарной частью Ленинградского Малого оперного театра.
В 1941—1944 годах — председатель, с 1961 года — зам. председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР, с 1969 года — главный редактор Ленинградского отделения издательства «Советский композитор».
В послевоенные годы вел научно-исследовательскую работу в Институте театра и музыки. За эти годы им написан цикл фортепианных пьес «Русские пейзажи», цикл романсов на стихи грузинских поэтов и др.

Ушел из жизни 13 мая 1971 года (Москва).

Каменностровский проспек, дом № 1 — 3 в квартире 18, у композитора и музыковеда Валериана Михайловича Богданова-Березовского, проживавшего с 1930-х годов бывали композиторы В.В. Щербачев, Ю.А. Шапорин, Х.С. Кушнарев, Г.Н. Попов, М.Ф. Гнесин, историк П.Е. Щеголев, музыкальный критик И.И. Соллертинский, кинорежиссер А.В. Ивановский, «целая ватага критиков, музыкальных, театральных, балетных, литературных», среди которых В.И. Музалевский, Л.А. Малюгин, Н.Ю. Верховский. Центром этой «ватаги» была жена композитора Лидия Александровна Вырлан — одна из крупнейших певиц того времени (высокое меццо-сопрано) с сильным, звонким, красивого тембра и большого диапазона голосом.

Позвони в библиотеку