Эраст Павлович Гарин

Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия — Герасимов) родился 28 октября (10 ноября)
1902 года в Рязани. Советский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист. Народный артист
СССР (1977), лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Заслуженный артист РСФСР
(1950). Народный артист РСФСР (1964).
Учился в Рязанской гимназии. В 1919 году ушёл добровольцем в Красную Армию и до 1921
года выступал в Рязанском Гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной Армии).
В 1921 году поступил в студию Всеволода Мейерхольда, которого потом всю жизнь называл
Мастером.
В 1922-1926 годах — в Государственных экспериментальных театральных мастерских
Наркомпросса РСФСР (ГЭКТЕМАС), и вёл работу в РКА в создаваемой там «живой газете».
Первую большую работу актёр получил в спектакле «Д. Е.» («Даёшь Европу!») — иронично-
политическое обозрение М. Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и
Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя
искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность.
Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли,
использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Славу и признание принесла Э. Гарину роль
Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина,
при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из
критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном
репликами Гулячкина.
В 1922-1936 годах выступал на сцене Московского театра имени В.Э. Мейерхольда.
В 1934 году — актёр Рабочего театра Пролеткульта (худ. руководитель Сергей Эйзенштейн).
Дебютировал Э. Гарин на экране ролью адъютанта Каблукова в экранизации повести Юрия
Тынянова «Поручик Киже». Фильм вышел на экраны в 1934 году.
В 1936-1949 годах — актёр и режиссёр Ленинградского театра комедии. Много работал на
радио, был режиссером первого радиоспектакля «Тридцать три раунда».
С 1946 года — актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра в Москве.
Одна из лучших его ролей — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца
замечательно сыграл ещё двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное
чудо» (1964). Вместе с женой Хесей Александровной Локшиной они сняли несколько
фильмов, в том числе «Обыкновенное чудо», «Принц и нищий» и другие.
Актер Евгений Весник вспоминал: «Эраст Гарин и Хеся Локшина — святая пара. Друг без
друга они жить не могли… Она часто болела, и в эти дни можно было ощутить, кем была Хеся
для Эраста. Он сникал, худел, мрачнел, старел, обрастал бородой, делался мятым, неуютным и
даже злюкой с глазами, полными тревоги, печали и растерянности».
В 1966 году, во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни», случилась авария.
Эрасту Павловичу удалили один глаз, второй — практически не видел. Много лет актёр был
вынужден озвучивать мультфильмы на студии «Союзмультфильм». Много работал на радио,
осуществил ряд радиопостановок, положив начало жанру монодраматического звукового
спектакля.
В середине 1970-х годов актёра перестали приглашать в кино и театральные постановки.
Одной из последних заметных его ролей стала роль профессора-археолога Мальцева в
комедии «Джентльмены удачи» и критика театра «Колумб» в «12 стульях» (1971).
Как вспоминала позднее первая жена Гарина Любовь Руднева (Фейгельман): «Гарин уходил
очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может этого делать. Ему тяжело было
общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».
Ушёл из жизни в Москве 4 сентября 1980 года. Похоронен актёр на Ваганьковском кладбище.
В Ленинграде жил по адресу: ул. Б. Пушкарская, д. 50.

Позвони в библиотеку