Вера Михайловна Инбер

Вера Михайловна ИнберВера Михайловна Инбер (1890–1972) – русская советская поэтесса и прозаик. Вера Инбер прошла сложный и противоречивый творческий путь. Он начался еще до революции и в полной мере отразил историю России XX века.
Вера Инбер родилась в Одессе. Её отец был состоятельным человеком, владел типографией и руководил издательством. Мать была учительницей русского языка и заведовала казенным еврейским училищем для девочек. Она приходилась двоюродной сестрой Льву Троцкому, который несколько лет жил и воспитывался в семье Инбер.
Писать стихи Вера Инбер начала очень рано, еще до поступления в гимназию. Окончив гимназию, она изучала историю и филологию на одесских Высших женских курсах и уже во время учебы начала публиковать свои стихотворения. Их печатали в одесских газетах, а затем и в журнале «Солнце России». Из-за слабого здоровья Инбер не закончила учебу и уехала лечиться в Швейцарию, а оттуда попала в Париж — мировую столицу нового искусства. Вера очутилась в самой гуще богемной жизни, познакомилась с художниками, поэтами и писателями, эмигрировавшими во Францию из России.
Первая книга стихов Веры Инбер «Печальное вино» вышла в 1912 г. Книгу похвалили Александр Блок и Илья Эренбург. Один из критиков даже поставил «Печальное вино» в один ряд с поэтическим сборником Анны Ахматовой «Четки».
В 1914 г. Вера Инбер вернулась в Одессу. Она публиковала стихи в местных газетах и альманахах «Скрижаль» и «Весенний салон поэтов», выступала на поэтических вечерах. Её изящные, полные иронии стихи пользовались успехом. В те годы в Одессе Вера Инбер считалась законодательницей мод – она делилась своими соображениями с одесскими женщинами в статьях, выступала с лекциями.
Октябрьские события вынудили многих известных людей бежать из Москвы и Петербурга в Одессу. В их числе были писатели Бунин, Волошин, Алданов, Алексей Толстой. Это оживило литературную жизнь города. С конца 1917 и до января 1920 г. в Одессе существовало литературное объединение, в центре которого находились Вера Инбер и ее муж Натан.
В 1917 г. в Петрограде вышел второй сборник стихотворений Инбер «Горькая услада». Многие ее стихи были положены на музыку. Современники вспоминали, что в годы революции Вера Инбер не слишком интересовалась политическими событиями, ее поэтический стиль был изящным, легким и женственным.
В 1922 г. в Одессе была издана третья книга стихотворений Веры Инбер «Бренные слова». В том же году она переехала в Москву. Там она сотрудничала в журналах «Огонек» и «Красная нива». К середине 1920-х гг. относятся ее первые прозаические опыты. Инбер стала журналистом и много путешествовала по России. В 1923 г. в Москве вышел ее стихотворный сборник «Цель и путь». По мнению самой поэтессы, именно с этой книги начался ее подлинный творческий путь.
В 1924 г. Вера Инбер покинула Россию и несколько лет работала в Берлине, Брюсселе и Париже в качестве корреспондента. Ее произведения печатались в таких газетах и журналах, как «Огонек», «Прожектор», «Красная нива», «30 дней».
В 1926 г. Инбер вернулась в Москву, где сблизилась с конструктивистами и вступила в Литературный центр конструктивистов, создателем и главным идеологом которого был И. Сельвинский, оказавший существенное влияние на ее творчество.
В 1926–1927 гг. вышли книги детских стихов Инбер «Мальчик с веснушками» и «Сыну, которого нет». Вера Инбер также участвовала в коллективном романе «Большие пожары», который печатался в журнале «Огонек». Она с головой окунулась в новую жизнь, посещала стройки и заводы. Все это нашло отражение как в ее стихах, так и в репортажах и очерках.
В 1927–1929 гг. Вера Инбер написала книгу очерков «Так начинается день» и книгу путевых записок «Америка в Париже». В 1928 г. вышла повесть «Место под солнцем», вдохновленная впечатлениями от агитполета по Прикамью и Поволжью. Рассказы Инбер той поры — «О моей дочери», «О моем отце», «Мура, Тосик и ответственный коммунист», ее стихи, привозимые из поездок, — лучшее, что она сделала в литературе.
В 1933 г. Вера Инбер выпустила книгу «Избранные стихи». В конце 1930-х гг. она написала поэтические произведения в жанре дневника — «Весна в Самарканде» и «Путевой дневник».
Во время Великой Отечественной войны Вера Инбер жила в Ленинграде с третьим мужем, профессором медицины И. Д. Страшуном. Она отказалась покинуть Ленинград потому, что ее муж был директором Первого мединститута, руководил крупной клиникой и не мог уехать. Инбер оставалась с ним все это время. Она читала свои стихотворения на заводах, в госпиталях, в воинских частях, на передовой, а также выступала по радио. Основной темой творчества Веры Инбер в годы войны стала блокада Ленинграда. В декабре 1942 г. она отдала в печать поэму «Пулковский меридиан» — лирический дневник, скромный манифест несломленного духа. Героическая оборона города запечатлена и в поэтическом сборнике «Душа Ленинграда» (1942), в цикле рассказов о детях. Повседневные прозаические записи Инбер, запечатлевшие блокадное время, составили впоследствии книгу «Почти три года». За поэму «Пулковский меридиан» в 1946 году она получила Сталинскую премию — самую почетную награду того времени.
В послевоенные годы Вера Инбер работала над стихотворениями, переводами, очерками и воспоминаниями. Она была избрана в правление Союза писателей СССР, стала председателем поэтической секции и вошла в редколлегию журнала «Знамя». Инбер опубликовала еще несколько поэтических сборников: в 1951 г. вышел «Путь воды», в 1961 ― «Книга и сердце», в 1971 ― «Анкета времени». Вера Инбер также много работала над детскими произведениями. Классикой советской детской литературы стала ее книга «Как я была маленькая», вышедшая в 1954 г.
В 1950–1960-е гг. Вера Инбер обратилась к новому для нее мемуарному жанру. В 1967 г. была опубликована книга воспоминаний «Страницы дней перебирая». Вера Инбер оставила воспоминания о Ю. Олеше , Э. Багрицком, А. Толстом. Она переводила поэтические произведения Тараса Шевченко с украинского, а также стихи таких зарубежных поэтов, как П. Элюар и Ш. Петефи. Ей принадлежат статьи о советских и зарубежных писателях. Произведения Инбер переводились на немецкий, финский, сербский, чешский, венгерский, и другие языки.
Вера Инбер умерла 11 ноября 1972 г. в Москве. Поэтесса похоронена на Введенском кладбище. Одесский переулок, где она родилась (бывший Стурдзовский) сегодня назван её именем. Три блокадных года Вера Инбер прожила на Петроградской стороне – в доме № 4 по улице Профессора Попова.
Интересно, что советская поэтесса Вера Инбер — автор стихотворения, ставшего основой широко известной песни «Девушка из Нагасаки» – классики русского шансона. Превратившись в песню, оригинальный текст стихотворения многократно исправлялся и дополнялся как известными, так и неизвестными «соавторами». Один из многих вариантов входил в репертуар Владимира Высоцкого. В оригинальном тексте всего четыре четверостишия:
Он юнга, его родина – Марсель,
Он обожает пьянку, шум и драки.
Он курит трубку, пьет английский эль,
И любит девушку из Нагасаки.

У ней прекрасные зеленые глаза
И шелковая юбка цвета хаки.
И огненную джигу в кабаках
Танцует девушка из Нагасаки.

Янтарь, кораллы, алые как кровь,
И шелковую юбку цвета хаки,
И пылкую горячую любовь
Везет он девушке из Нагасаки.

Приехав, он спешит к ней, чуть дыша,
И узнает, что господин во фраке,
Сегодня ночью, накурившись гашиша,
Зарезал девушку из Нагасаки.

Позвони в библиотеку