Аникушин Михаил Константинович

Михаил Константинович Аникушин Михаил Константинович Аникушин (1917—1997) — советский и российский скульптор, педагог, общественный деятель. М. К. Аникушин – представитель классической, традиционалистской школы, работавший в станковой и монументальной скульптуре.
Михаил Аникушин родился в 1917 году в Москве, в семье мастера-паркетчика. Революционные события заставили мать будущего скульптора вместе с детьми перебраться на малую родину отца – в подмосковное село Яковлево. Деревенский уклад жизни, красота русской природы оказали на Аникушина сильное воздействие: он рисовал и лепил с раннего детства.
Вернувшись в Москву, Аникушин пошел в школу. С 1929 года он обучался в студии рисования и лепки в Доме пионеров у Григория Андреевича Козлова.
После окончания школы Аникушин переехал в Ленинград. В 1937 году он поступил на первый курс Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ИНЖСА ВАХ) в мастерскую Василия Синайского и Александра Матвеева. Матвеев сыграл большую роль в становлении Аникушина как скульптора. Михаил Константинович отлично учился, всегда получая высшие баллы. Уже на третьем курсе он победил во всесоюзном конкурсе проектов памятника Низами для Баку, обогнав почти 75 авторских коллективов. К сожалению, памятник так и не был установлен из-за начавшейся войны.
Первые военные месяцы со студентами и преподавателями Академии Аникушин участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. В ноябре 1941 года он добровольцем вступил в Народное ополчение, а затем в Красную армию. В свободные минуты Аникушин делал зарисовки будущих проектов. В 1945 году он вернулся домой и в 1947-м закончил Академию художеств. Его дипломным проектом стала статуя «Воин-победитель».
С первого курса института М. К. Аникушина волновала пушкинская тема. В 1937 году был объявлен открытый Всесоюзный конкурс на установку памятника поэту в Ленинграде. Студент Аникушин не имел возможности участвовать в конкурсе, но создал небольшую глиняную модель памятника поэту. В 1949 году конкурс был возобновлен. К тому времени Аникушин был дипломированным скульптором и преподавателем скульптурного факультета Академии художеств. Представив свой проект, он обошел маститых скульпторов и получил государственный заказ на создание памятника. Торжественная закладка монумента состоялась в 1949 году, а сам памятник был установлен в 1957 году на площади Искусств. За это время Аникушин дважды полностью переделывал готовую модель.
По воспоминаниям скульптора, он постоянно был недоволен результатом своей работы. Окончательный вариант Аникушин создал всего за пять месяцев, после вдохновившей его поездки в Италию. За эту работу Михаил Константинович получил Ленинскую премию, его творчество получило всеобщее признание. Помимо памятника на площади Искусств, скульптор создал сидящую фигуру поэта на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде (1955).
В 1968 году М. К. Аникушин совместно с архитектором В. А. Каменским победил в конкурсе на создание памятника В. И. Ленину, который должен был появиться в Ленинграде в 1970 году, к 100-летию со дня рождения вождя пролетариата. «Мне представлялось необходимым выразить не только характер определенной личности, но прежде всего — характер исторических действий этой личности» – отмечал скульптор.
Памятник планировалось установить на Московской площади. Это диктовало его размеры. Высота монумента в окончательном виде должна была составить 15 метров. Подходящего помещения для работы над скульптурой такого масштаба не нашлось, поэтому было решено полностью перестроить одноэтажное здание старой оранжереи в Вяземском саду. Над проектом работал архитектор Филипп Гепнер с учетом пожеланий Аникушина. В результате возникло уникальное здание — образцовая скульптурная мастерская для создания крупноформатных моделей памятников. Михаил Аникушин работал в стенах мастерской с 1969 по 1997 год.
Другим важным этапом в творчестве скульптора стал мемориал «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». По результатам нескольких конкурсов, в 1969 году создание монумента на площади Победы было поручено творческой группе в составе скульптора М. К. Аникушина и архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского. По призыву поэта-фронтовика Михаила Дудина средства на создание памятника собирала вся страна. Работа над проектом длилась несколько лет. Основная композиционная схема включала ансамбль из нескольких скульптурных групп, повествующих о подвиге ленинградцев («Блокада», «Непобедимые», «Народное ополчение», «Литейщицы», «Летчики и моряки»). Многочисленные зарисовки, сделанные во время войны, помогли Аникушину показать своих героев достоверно и убедительно. Прообразами многих персонажей стали люди, с которыми скульптор был знаком лично: добровольцы, студенты, однополчане. «Искренность, индивидуальность – мой авторский протест против т. н. обобщенных, условных памятников» – говорил М. К. Аникушин.
Особое место в творчестве Аникушина занимали портреты. Скульптор глубоко погружался в характер своих героев, стремился передать все тонкости их личности. Как отмечал скульптор, «мое творческое кредо – показать человека таким, каков он есть. Не хочу я награждать его какими-то чертами, что-то придумывать, а он сам должен выразиться».
Аникушин собенно любил работать над образами деятелей культуры, науки, искусства. Среди них – физиолог В. М. Бехтерев, физик А. Ф. Иоффе, и многие другие. Со многими своими героями Михаил Константинович состоял в дружеских отношениях. Аникушин несколько лет работал над скульптурными портретами балерины Галины Улановой, представляя ее и в моменты творческого вдохновения, и в быту. Близким другом скульптора был композитор Георгий Свиридов. Портрет Свиридова Аникушин создал по его собственной просьбе. Еще одно выдающееся произведение Аникушина – надгробный памятник другому близкому другу, актеру Николаю Черкасову.
В 1960 году Аникушин, в числе трех скульпторов, участвовал в закрытом конкурсе на создание памятника А. П. Чехову в Москве. Работа над проектом затянулась более чем на 30 лет. Одной из причин было постоянное недовольство скульптора своим произведением.
Аникушин так и не увидел воплощения памятника в бронзе. Незадолго до своего ухода, в начале 1997 года, он дал распоряжение формовать фигуру в гипсе. Памятник в Камергерском переулке у здания МХАТа был открыт в 1998 году.
Михаил Константинович Аникушин скончался 18 мая 1997 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.
На Петроградской стороне с именем скульптора связано несколько адресов. 2 октября 2007 года на доме, где жил скульптор (Песочная набережная, 16), была установлена мемориальная доска. Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте (в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба») и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он работал. В Вяземском саду перед зданием бывшей мастерской скульптора (Вяземский переулок, 8), являющейся филиалом Государственного музея городской скульптуры, 12 сентября 2013 года установлен памятник Аникушину работы Н. Краюхина.

Позвони в библиотеку