Фредман-Клюзель Борис Оскарович

Борис Оскарович Фредман-КлюзельБорис Оскарович Фредман-Клюзель (1878—1959) – русский скульптор, график, художник декоративно-прикладного искусства.
Б. О. Фредман-Клюзель родился в Санкт-Петербурге в семье шведского подданного, купца 2-й гильдии. Мать скульптора происходила из французского дворянского рода. Фредман-Клюзель учился во 2-м реальном училище в Санкт-Петербурге, затем получил художественное образование в Санкт-Петербургском центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1894–1897), учился в Императорской Академии художеств у М. А. Чистякова и М. П. Попова. Фредман-Клюзель продолжил образование в Европе – в 1898–1900 годах он учился на скульптурном отделении Королевской академии изящных искусств в Стокгольме, в художественных школах Карлсруэ и Парижа.
С 1907 года Фредман-Клюзель работал для фирмы «К. Фаберже», по поручению которой отправился в Англию, где создавал модели фигурок животных и птиц, русских и английских «типов», героев сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», по которым камнерезами изготавливались скульптуры из уральских самоцветов. Ряд произведений каменной пластики по моделям художника были выполнены для короля Англии Эдуарда VII и российского императора Николая II. Фредман-Клюзель прославился как отличный скульптор-анималист, поэтому в Англии он лепил фигурки любимых животных короля.
Фредман-Клюзель занимался преимущественно станковой скульптурой. В 1909–1910 годах он выполнил цикл из 22 бронзовых фигур на тему балета, приуроченный к открытию Русского сезона в Париже. В мае 1910 года в парижской галерее Hébrard состоялась выставка «Балет в скульптуре», на которой было представлено шестьдесят бронзовых статуэток.
В 1910–1917 годах Фредман-Клюзель работал в Санкт-Петербурге и Москве преимущественно как скульптор-портретист. В первой половине 1910-х годов по заказу Императорских театров Фредман-Клюзель создал бронзовые скульптуры артистов К. А. Варламова, Ю. М. Юрьева, Н. Н. Ходотова, В. В. Стрельской, Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой, и других. Скульптор вылепил около 60 статуэток выдающихся артистов балета: В. А. Рябцева, М. П. Кандаурова, А. Ф. Бекефи, М. М. Мордкина, А. А. Горского, В. А. Коралли, М. Ф. Кшесинской, Т. П. Карсавиной. Фредман-Клюзель создал первые скульптурные изображения великой русской балерины Анны Павловой, статуэтку «Нога Анны Павловой». Он также выполнил бюсты В. И. Немировича-Данченко, Л. Н. Андреева, П.А. Столыпина, И. Е. Репина и других известных людей того времени. Фредман-Клюзель был членом Товарищества художников в Петербурге, участвовал в деятельности общества «Мюссаровские понедельники», провел персональную выставку в галерее «Лемерсье» в Москве. Уже будучи в эмиграции, он участвовал в 1-й выставке скульптуры в Петрограде (1922), выставке «10 лет работы Малого театра» в Москве (1927).
В 1918–1919 годах Фредман-Клюзель работал в Стокгольме, затем перебрался в Париж. Здесь он преподавал в Национальной школе декоративных искусств и выставлялся в парижских салонах, стал кавалером ордена Почетного легиона (1924). Скульптор также создавал модели для Копенгагенской фарфоровой мануфактуры.
Фредман-Клюзель был известен своим умением точно передавать движение. «Его “Борзые” действительно бегут, а “Балашова” танцует, как будто мы видим ее на сцене Большого», — писала художественная критика.
В 1929 году скульптор поселился в Каире, где провел последние 30 лет жизни. Фредман-Клюзель был профессором и заведующим кафедрой скульптуры на факультете изящных искусств Каирского университета имени короля Фуада, возглавил кафедру скульптуры Высшей школы изящных искусств, только что созданной в Каире, и воспитал новое поколение современных египетских ваятелей. За столетия господства ислама искусство скульптуры, достигшее небывалых высот в Древнем Египте, было забыто, и русскому профессору пришлось заново учить египтян его основам. Фредман-Клюзель основал в Египте Высшую школу скульптуры, в которой преподавал 12 лет. Умер скульптор 30 декабря 1959 года в Каире.
Творчество скульптора представлено во многих музейных собраниях, среди них — Люксембургский музей в Париже, Британский национальный музей в Лондоне, Музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, Музей Большого театра в Москве, и другие.
В 1914–1917 годах Б. О. Фредман-Клюзель жил на Петроградской стороне – в Жилом доме Первого Российского страхового общества (Доме трех Бенуа) по адресу Каменноостровский проспект, 26–28.

Позвони в библиотеку