Обер Артемий (Артюр) Лаврентьевич

Артемий Обер Артемий (Артюр) Лаврентьевич Обер (1843—1917) – русский скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, академик Императорской Академии художеств.
Артемий Обер родился в Москве. Его отец, француз по происхождению, служил в театральном ведомстве, с 1872 года был управляющим Конторой императорских московских театров. Артемий Обер окончил 4-ю московскую гимназию. С 1862 года он в течение двух лет учился на медицинском факультете Московского университета. В 1864 году, не окончив курса, Обер переехал в Петербург, где в качестве вольнослушателя поступил в скульптурный класс Императорской Академии художеств. В апреле 1865 года он оставил Академию и уехал в Париж, где занимался у анималиста А.-Л. Бари, изучал музейные коллекции, рисовал с античных статуй в Лувре и работал над натурными этюдами. Обер также осваивал технику керамики в керамической мастерской «Биго».
В 1870 году Обер вернулся в Россию и как вольнослушатель возобновил учебу в Академии художеств. В 1872 году за статуэтки «Собака», «Лошадь башкира» и группу «Лев, пожирающий газель», представленные на академической выставке, скульптор был награжден большой серебряной медалью.
У 1883 году Обер принял участие в выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В 1886 году он организовал совместную с Е. А. Лансере выставку в залах Общества поощрения художников. В середине 1880-х годов Обер в качестве помощника М. О. Микешина работал над памятником Богдану Хмельницкому в Киеве. В 1888 году он создал бюст Екатерины II для Обуховской больницы в Петербурге. В 1898 году за произведения «Огрызающийся волк» и «Собака» скульптор был удостоен звания академика.
Артемий Обер неоднократно выезжал за границу. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году он был награжден серебряной медалью по отделу скульптуры. В 1900-х годах скульптор обратился к керамике и майолике, создавал блюда, вазы, модели изделий для Императорского фарфорового завода в Петербурге, работал для керамической мастерской «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. В 1903 году Обер совместно с А. Т. Матвеевым выполнил скульптурное оформление камина в столовой дома объединения «Современное искусство» в Петербурге.
В 1900–1902 годах Обер участвовал в выставках объединения «Мир искусства». В 1909 году он вступил в Союз русских художников, а в 1910 стал одним из инициаторов возрождения «Мира искусства».
Обер — один из крупнейших русских скульпторов последней трети XIX — начала ХХ века. Он работал в различных жанрах, но известность приобрел прежде всего как анималист, автор произведений небольшого формата, предназначенных для украшения интерьеров. Близкий друг скульптора А. Н. Бенуа отмечал, что, изображая «животных от души», Обер умел передавать в их облике то, чем «мы больше всего любуемся в Крылове». Для творческой манеры скульптора характерны фактурность лепки, стремление к правдивой передаче натуры, динамизм композиций, построенных на активном движении. Наиболее известные его работы – конная группа «Киргиз, закуривающий трубку», «Борзая с лисицей», «Бык-победитель», «Бурые медведи», «Бретонка (Женщина с курами)», «Маска фавна» (эскиз декоративного блюда). Обер создал большое количество бронзовых, восковых и гипсовых фигур различных животных.
В своем творчестве Обер был близок русскому символизму. К заметным произведениям этого стиля относится аллегорическая композиция «Бедствие», а также работы-«фантазии» «Медуза-Горгона» (терракотовое декоративное блюдо) и «Морское чудовище» (керамическое блюдо).
Среди монументальных работ Обера известны фигура коня для памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (памятник создан по проекту М. О. Микешина, установлен в 1888 году), декоративная скульптура для Дома компании «Зингер» и два бронзовых медведя у входа в контору Механического завода К. Б. Зигеля в Санкт-Петербурге.
В 1907–1917 годах Артемий Обер жил на Петроградской стороне, в квартире 79 доходного дома герцога Н. Н. Лейхтенбергского по адресу Большая Зеленина ул., 28.
Артемий Обер умер в Петрограде 4 (17) октября 1917 года. Похоронен на Волковском кладбище. По поводу смерти скульптора А. Н. Бенуа писал в газете «Новая жизнь»: «…в Обере мы лишились большого художника, очень редкого, подлинного таланта, прекрасного мастера, великого знатока своего дела и, наконец, исключительной человеческой личности. Обер был анималистом по природе, по призванию, по сознанию…».
Вдова скульптора Н. Ф. Обер в 1935 году передала в Русский музей значительное количество произведений своего мужа. Помимо Русского музея, творчество мастера представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, и других.

Позвони в библиотеку