Опекушин Александр Михайлович

Александр Михайлович Опекушин Александр Михайлович Опекушин (1838–1923) — русский скульптор, академик, действительный член Императорской Академии художеств.
Александр Опекушин родился в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Ярославская губерния принадлежала к числу областей, где были развиты художественные ремесла. Деревня Свечкино и соседнее с ним село Рыбницы, где жила семья Опекушиных, славились лепщиками, передававшими свое искусство из поколения в поколение. Отец будущего скульптора был не только талантливым лепщиком, но и скульптором-самоучкой. С ранних лет он приучал сына к родовому ремеслу. Регулярно бывая в Санкт-Петербурге, отец, с согласия помещицы, отдал 12-летнего сына на три года в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. Александр обнаружил незаурядные способности, быстро овладел техникой рисунка и закончил школу за два года вместо трех. Вскоре Опекушин поступил в мастерскую преподававшего в Hисовальной школе известного скульптора, профессора Д. И. Йенсена. Там он на практике приобрел основы профессионального мастерства. Йенсен оценил одаренность ученика и добился для него разрешения учиться в Академии художеств. При содействии своего учителя Опекушин получил вольную.
В 1862 году Опекушин был удостоен Малой серебряной медали Академии художеств за барельеф на заданную библейскую тему: «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово». В том же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин пригласил молодого скульптора принять участие в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Опекушину было поручено выполнить фигуру Петра I на барельефе.
Совместно с Микешиным Опекушин также работал над памятником Екатерине II в Санкт-Петербурге. Скульптор создал статуи знаменитых деятелей второй половины XVIII века, окружающие пьедестал. Он изваял девять больших фигур, точно и выразительно передав в скульптуре девять различных характеров. За работу над памятником Екатерине II Опекушину было присвоено звание художника первой степени.
К началу 1870-х годов вырос интерес русских художников к темам национальной истории. Опекушина интересовала личность и деятельность Петра I. Он создал серию портретов и статую царя-реформатора, за которую в 1872 году был удостоен почетного звания академика.
Вскоре комитет по сооружению памятника А. С. Пушкину объявил конкурс, предлагая всем русским скульпторам принять в нем участие. Конкурс завершился победой Опекушина. Скульптор посвятил этому проекту несколько лет. Он заполнил изображениями Пушкина около десятка альбомов, создал более тридцати проектов памятника из глины и пластилина. Монумент был установлен в Москве 6 (18) июня 1880 года. Этот памятник высоко ценили И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, и многие другие деятели культуры.
Опекушин – автор памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889 году). Статуя высотой 2,35 метра отливалась на заводе Морана в Петербурге. Опекушин специально приезжал в Пятигорск с петербургскими мастерами, чтобы проследить за установкой. Памятник Лермонтову стал символом города.
Александр Опекушин был убежденным монархистом. Скульптор был известен в монархических кругах своего времени, его творчество высоко ценила царская семья, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович. Опекушин выполнил большое количество декоративных скульптур, его изделия украшали интерьеры многих московских особняков.

Опекушин стал свидетелем падения монархии. Последние годы жизни скульптора были тяжелыми. Нищета и болезни подорвали его здоровье. Осенью 1919 года при содействии А. В. Луначарского Опекушин за государственный счёт был отправлен в Ярославскую губернию к двоюродной сестре. Скульптор скончался 4 марта 1923 года от воспаления легких и был похоронен в селе Рыбницы рядом с могилами родителей и брата.
С 1875 по 1918 год семья Опекушина жила в Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский проспект, 52. Его собственный дом был построен в 1877—1878 годах архитектором А. С. Лыткиным, сотрудником скульптора. Впоследствии дом неоднократно перестраивался. Рядом с ним находится небольшое кирпичное здание — мастерская Опекушина. В отличие от жилого дома, мастерская сохранила облик 1900-х годов.
В 1979 году по инициативе Ленинградской организации Союза художников РСФСР на доме, где жил скульптор, была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь с 1875 года по 1918 год жил и работал скульптор академик Александр Михайлович Опекушин» (арх. В. С. Васильковский).

Позвони в библиотеку