Виктор Борисович Кривулин

Виктор Борисович Кривулин (1944–2001) – русский поэт и прозаик, эссеист, яркий представитель ленинградского андеграунда. В 1970–1980-х гг. Кривулин был одним из лидеров неофициального культурного движения, инициатором «квартирных семинаров», организатором самиздата (журналы «37», «Северная почта»). Выпустил 10 поэтических книг.
Отец поэта — военный, мать — фельдшер, капитан медицинской службы. С 1947 г. семья жила в Ленинграде. В. Б. Кривулин окончил школу № 67 (бывшую 1-ю Петербургскую гимназию, где учился А. Блок). В школьные годы начал писать стихи. С 1958 г. посещал литературный клуб «Дерзание» при ленинградском Дворце пионеров. В 1960–1965 гг. общался с А. Ахматовой. В 1961–1967 гг. Кривулин учился на филфаке ЛГУ — сначала на итальянском и английском отделениях, затем— на отделении русского языка и литературы. Во время учебы писал эссе о В. Хлебникове, А. Белом, И. Анненском, творчество которого стало темой его дипломной работы. Кривулин глубоко изучал литературу русского модерна, посещал спецкурс Д. Максимова по литературе Серебряного века.
В 1962 г. состоялась первая официальная публикация Кривулина в журнале «Советский Союз». В том же году поэт участвовал в самиздатском сборнике «Лай». В 1964 г. печатался в сборнике «Антология советской патологии», в 1966 – в альманахе «Звенья».
В 1967 г. Кривулин вышел из комсомола, что в дальнейшем создавало препятствия при устройстве на работу. Какое-то время он работал учителем, затем 17 лет был редактором издательского отдела Леноблздрава и подрабатывал репетиторством. Кривулин принимал у себя дома поэтов, прозаиков, художников. В их числе — В. Ширали, А. Миронов, С. Стратановский, Т. Буковская, Е. Шварц, О. Охапкин, Н. Подольский и другие участники независимого культурного движения. В 1967 г. совместно с Т. Буковской и В. Кривошеевым Кривулин основал «Школу конкретной поэзии».
В начале 1970-х гг. поэт принял православное крещение и проводил у себя дома Религиозно-философский семинар и семинар «Культура начала века и современное сознание» (1975–1976), которые привлекали большое число участников. В начале 1975 г. Кривулин вошел в инициативную группу составителей коллективного поэтического сборника «Лепта», сыгравшего важную роль в объединении независимых литераторов.
В январе 1976 г. Кривулин стал одним из основателей литературно-общественного журнала «37». Он формировал литературный и критический разделы этого журнала, устанавливал связи с зарубежными авторами и издателями, прежде всего эмигрантами. В 1979 г. Кривулин участвовал в 1-й и 2-й конференциях неофициального культурного движения, где выступил с докладами о советской неофициальной поэзии. В 1979–1981 гг. издавал журнал «Северная почта», целиком посвященный поэзии.
В 1980 г. Кривулин выступил с инициативой создания независимого писательского профсоюза «Свободный культурный цех». Обращение инициаторов было опубликовано в парижском журнале «Эхо», что послужило причиной обыска и конфискации органами КГБ ценных книг, рукописей и всех номеров журнала «37».
В 1972 г. Кривулин выпустил первые машинописные книги стихов — «Воскресные облака» и «Музыкальные инструменты в песке и снеге», которые распространялись в самиздате. Вскоре он занял центральное место среди поэтов – продолжателей «петербургской традиции». Эту линию в современной русской поэзии связывают именно с его творчеством.
В поэзии Кривулина 1970-х – начала 1980-х гг. проявились настроения независимой художественной интеллигенции, ее отношение к переживаемой исторической ситуации. В стихах, статьях и докладах Кривулин утверждал первенствующее культурное значение свободного, неофициального искусства и литературы. Он публиковал стихи в самиздатских журналах «Часы», «Обводный канал», «Митин журнал», в сборниках «Живое зеркало» (1972), «Гумилевские чтения» (1982), антологии «Острова» (1982). С 1975 г. печатался в эмигрантских изданиях — «Грани» (первая публикация — за подписью «Стихи анонимного поэта»), «Эхо», «Вестник РХД», «Континент», «Двадцать два», «Третья волна», «Стрелец», «Новое русское слово» (Нью-Йорк). Первая поэтическая книга вышла в Париже в 1981 г. В дальнейшем Кривулин выпустил более десяти книг. Его стихи переводились на английский, немецкий, сербский, финский, эстонский, японский языки.
Помимо стихов, Кривулин писал рассказы, критические и литературоведческие статьи, эссе, написал роман «Шмон» (1980). В 1988–1989 гг. Кривулин читал лекции в Париже, снял фильм о жизни русской эмиграции во Франции для Ленинградского телевидения.
В последние годы Кривулин активно занимался журналистикой, сотрудничал с петербургскими, московскими и европейскими периодическими изданиями. В 1990-е гг. стал одним из видных участников политического блока «Северная столица», возглавляемого Г. Старовойтовой, баллотировался в депутаты Законодательного собрания Петербурга.
Кривулин был вице-президентом Санкт-Петербургского ПЕН-клуба, при котором вел мастерскую-студию молодых поэтов. Первый лауреат Литературной премии Андрея Белого (1978).
В. Б. Кривулин скончался в 2001 г. после продолжительной болезни. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Подготовленные им книги «Стихи после стихов» и «Стихи юбилейного года» вышли посмертно.
В. Б. Кривулин жил на Петроградской стороне, в доме на Большом пр. ПС, 13 (бывший доходный дом Н. А. Бородулина). Cемья Кривулиных жила в этом доме с начала 1920-х гг. После войны Кривулины вернулись в свою комнату в квартире № 7. В 1997 г. Виктор Кривулин расселил еще несколько комнат в коммунальной квартире и жил в ней до самой смерти. Квартира № 7 находится на лестнице в фасадной части (единственная жилая парадная, выходящая на Большой проспект). Именно этот дом описан в очерке Виктора Кривулина «Ленинградский дом как почва бездомности».

Позвони в библиотеку