Николай Яковлевич Агнивцев

Николай Яковлевич АгнивцевНиколай Яковлевич Агнивцев – русский поэт и драматург Серебряного века, замечательный автор книг для детей. За Агнивцевым закрепилось звание «самого легкомысленного литератора» Серебряного века. Он был ярким представителем богемы, писал тексты для кабаре и литературных кафе, его произведения исполняли с эстрады и в артистических ресторанах.
Николай Агнивцев родился в 1888 году в Москве, в небогатой дворянской семье. Мать Агнивцева рано умерла. Отец – юрист, выпускник Московского университета – часто переезжал с места на место. Агнивцев учился в гимназиях Умани, Владивостока, Москвы. Будущий поэт закончил гимназический курс в 1906 году в приамурском городе Благовещенске. В том же году, вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын получил юридическое образование, Агнивцев поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Во время учебы в университете Н. Я. Агнивцев начал свою творческую деятельность. В 1908 году в журнале «Весна» было впервые напечатано его стихотворение «Родной край» – о Дальнем Востоке, где прошла большая часть его детства и отрочества. Вскоре Агнивцев стал постоянным автором журнала.
Н. Я. Агнивцев не закончил университет, решив посвятить себя поэзии. Годы студенчества воплотились в его первой книге «Студенческие песни. Сатира и юмор» (1913). В этот сборник вошли стихи о молодости, любви, а также о быте бедных студентов – вечно голодных и плохо одетых, но не теряющих оптимизма. В первой книге Агнивцева есть и элементы политической сатиры. «Студенческие песни» пользовались большим успехом у читателей и через несколько месяцев были переизданы.
Затем стихи Н. Я. Агнивцева начали регулярно появляться в журналах «Солнце России», «Двадцатый век» «Лукоморье», «Бич», «Пятак», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Столица и усадьба», «Стрекоза» и «Синий журнал». В 1913–1917 гг. Агнивцев также активно сотрудничал как журналист с газетами «Биржевые ведомости», «Голос земли», «Петербургская газета». Автор пользовался различными псевдонимами: Агн., Н., Нивцев А. Г., Agni.
В 1915 году вышел новый сборник «Под звон мечей». Николай Яковлевич АгнивцевСтихи сборника отражали настроения, характерные для российского общества в начале Первой мировой войны – патриотическую эйфорию, веру в победу. Поэт призывал: «Пусть каждый бьется тем, чем может: Солдат – штыком, поэт – пером!». Но уже через год Агнивцев оценивал события военного времени более критично и не стремился к переизданию сборника.
К 1916 году окончательно сложился поэтический стиль Н. Я. Агнивцева. Его любимый жанр – стихотворная миниатюра. Поэт писал шуточные куплеты, пародии, юморески, излагая бытовые ситуации и жанровые сценки в комически-назидательном тоне. Агнивцев выступал с публичным чтением своих стихов в театрах-кабаре и литературно-артистическом ресторане «Вена». Его тексты легко запоминались и нравились слушателям. На стихи Агнивцева композиторы сочиняли музыку. Песни на его тексты охотно исполняли такие известные артисты, как А. Н. Вертинский и Л. О. Утесов. Агнивцев имел широкий круг знакомств и общался со многими выдающимися художниками, писателями и актерами своего времени.
В январе 1917 года Н. Я. Агнивцев совместно с режиссером К. А. Марджановым, актером Ф. Н. Курихиным и певицей Н. И. Тамарой создал в Петрограде театр-кабаре «Би-ба-бо». Поэт писал для него значительную часть репертуара. Большой популярностью пользовались стихотворения Н. Я. Агнивцева «Гильотина», «Павел I», «Рассеянный король», «Песенка об Алисе», «Вот и всё». Эти стихи стали откликом поэта на Февральскую революцию 1917 года, которую Агнивцев встретил с воодушевлением.
После Октябрьской революции для театра-кабаре «Би-ба-бо» наступили сложные времена. Коллектив театра Николай Яковлевич Агнивцевпринял решение об отъезде на гастроли в Киев. В Киеве 1918-1919 гг. часто менялась власть. «И было всех правительств десять, Но не успели нас повесить», – писал об этом времени Н. Я. Агнивцев. «Би-ба-бо» получил новое имя – «Кривой Джимми» и стал значительным явлением киевской театральной жизни.
В начале 1921 года в Тифлисе был издан цикл стихов Н. Я. Агнивцева «Санкт-Петербург» – вероятно, первый в мире стихотворный сборник, полностью посвященный городу на Неве. Вошедшие в него стихотворения были проникнуты тоской по утраченной родине.
25 февраля 1921 года в Тифлис вошли части 11-й Красной Армии. После этого большая часть артистов «Кривого Джимми» решила отправиться в Москву – столицу Советской России. Николай Агнивцев получил французскую визу, которая позволила ему уехать в Берлин.
В эмиграции поэт активно печатался (сборник «Мои песенки» (Берлин, 1921); 5 стихотворений в сборнике «Антология сатиры и юмора» (Берлин, 1922); цикл стихов «Блистательный Санкт-Петербург» (Берлин, 1923) – исправленное и дополненное переиздание тифлисского сборника). Основными темами творчества поэта в это время стали тоска по родине, ностальгические воспоминания о навсегда исчезнувшей довоенной и дореволюционной России (стихотворения «Девочка-синичка», «Коробка спичек»). Стихи Агнивцева были созвучны настроениям многих русских эмигрантов.
Несмотря на свою востребованность в эмигрантской среде, Николай Агнивцев не смог жить без России и в 1923 году вернулся в Москву. Николай Яковлевич возобновил работу в театре «Кривой Джимми», много печатался в сатирических журналах «Смехач», «Бегемот», «Крокодил», сочинял куплеты для эстрады и цирка. Осенью 1924 года сотрудники юмористических журналов, артисты и режиссеры театра миниатюр «Кривой Джимми» и театра-кабаре «Летучая мышь» создали в помещении «Кривого Джимми» новый театр – Московский театр сатиры. Творчество Агнивцева продолжало привлекать внимание композиторов: Д. Б. Кабалевского, С. С. Прокофьева, а особенно часто – И. О. Дунаевского (наиболее известным музыкальным произведением Дунаевского на стихи Агнивцева стало популярное в 1930-х гг. танго «Дымок от папиросы»).
В это время Н. Я. Агнивцев начал писать стихи для детей. С 1924 по 1930 год было издано более 20 детских книг: «Чашка чая» (1925), «Винтик-шпунтик» (1925), «Война игрушек» (1925), «Знакомые незнакомцы» (1925), «Как примус захотел Фордом сделаться» (1925), «Китайская болтушка» (1925), «Октябренок-постреленок» (1925), «Спор между домами» (1925), «Маленький черный Мурзук» (1926), «Твои машинные друзья» (1926), «Рикша из Шанхая» (1927), и др. Многие детские книги Агнивцева неоднократно переиздавались.
Агнивцев старался следовать новым веяниям, формировавшим детскую литературу того времени. Например, в «Войне игрушек» поэт старается объяснить детям сущность революционных событий. В книге «Октябренок-постреленок» главный герой дает понять традиционным сказочным персонажам – Ивану-царевичу, Бабе-Яге и Фее, что они устарели. Но сказка не исчезла из творчества Агнивцева. В 1926 году появилось сразу несколько сказок: «В защиту трубочиста», «О шестерых вот этих», сказка-притча «Солнце и свечка», «Сказка с цветами».
В 1920-х годах был популярен жанр «производственной книги» для детей. Пример такого произведения у Агнивцева – «Чашка чая» – рассказ о том, как производят чай и как он попадает в Москву. Книга Агнивцева о профессиях («Ребячий город») близка по теме к опубликованному в 1928 году стихотворению Маяковского «Кем быть?».
В 1926 году был издан сборник стихов Н. Я. Агнивцева, адресованный взрослым – «От пудры до грузовика». В предисловии к ней поэт сказал: «Это – мой литературный паспорт со всеми рифмованными визами, своевременно отмечавшими мои стихотворные мечтания с 1916 по 1926 г.».
Как отмечают литературоведы, в отдельные периоды жизни Агнивцева существовали как бы три разных поэта, отличавшиеся друг от друга настроением и темами. Его творчество делится на 3 периода: дореволюционный, эмигрантский и послереволюционный, изображающий будни советского быта.
В последние годы жизни «богемный поэт» часто болел. В 1932 году Агнивцев умер от скоротечного туберкулеза горла. Поэт похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1915–1917 гг. Н. Я. Агнивцев жил на Петроградской стороне – в доходном доме на Бармалеевой ул., д. 3.

Позвони в библиотеку