165 лет со дня рождения английского писателя Оскара Уайльда

16 октября исполняется 165 лет со дня рождения английского писателя Оскара Уайльда (1854–1900) – ярчайшего представителя декаданса в литературе.
Оскар Уайльд всю жизнь выступал против буржуазных ценностей и ханжеской морали. Его бунт носил чисто эстетический характер, проявляясь не только в литературном творчестве, но и в эпатажном стиле одежды и поведения. По сути, Уайльд рассматривал всю свою жизнь как непрерывный художественный акт. Этим он предвосхитил многих поэтов и художников русского Серебряного века, футуристов, а также такого знаменитого эксцентрика, как Сальвадор Дали. Однако то, что стало модно и вызывало восхищение в XX веке, было неприемлемо для викторианской Англии. Этим объясняется трагическая судьба писателя.
В своем творчестве Уайльд обращался к разным жанрам. Он создавал стихи, пьесы, сказки, эссе, литературно-художественные манифесты. Писатель отвергал социальную и воспитательную функцию искусства, и отстаивал право художника на свободное самовыражение. Его поэтические, грустные и утонченно эстетские сказки («Великан-эгоист», «Мальчик-звезда», «Соловей и роза», «Счастливый принц», «День рождения инфанты») адресованы не только детям, но и взрослым. Единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1890) представляет собой квинтэссенцию его взглядов на жизнь и искусство. Изящные комедии «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или Женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьёзным» (1895) пользовались большим успехом на лондонской сцене. Пьесы Уайльда представляют собой уникальное явление в мировой драматургии. Отточенная парадоксальность их диалогов повлияла на развитие интеллектуального театра XX века.
Практически вся жизнь писателя сопровождалась громкими скандалами. Обсуждение романа «Портрет Дориана Грея» свелось к обвинению автора в безнравственности. В 1893 году английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на библейский сюжет. Самый громкий скандал разрушил не только карьеру, но и всю жизнь Уайльда. Он был обвинен в гомосексуализме и аморальном поведении и приговорен к тюремному заключению. Писатель провел в тюрьме два года. Во время заключения он создал прозаическую исповедь «De Profundis» («Из глубины»). Вскоре после освобождения была написана поэма «Баллада Редингской тюрьмы», опубликованная под псевдонимом, которым стал тюремный номер – С.3.3. Остаток жизни Уайльд провел во Франции в нищете и одиночестве. Он умер в дешевой гостинице, и последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».

Позвони в библиотеку